Чему обучают ребёнка в детском саду
Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ города Иркутска детского сада № 15 предназначена для детей раннего и дошкольного возраста (от 1 года до 7(8) лет), развивающихся в пределах возрастной нормы и для детей, имеющих проблемы речевого развития, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому развитию, социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому и художественно-эстетическому развитию.
Содержание образовательного и воспитательного процесса выстроено в соответствии:
• с требованиями ФГОС дошкольного образования,
• с требованиями Федеральной образовательной программы,
• с нормативными документами,
• регламентирующими деятельность в области дошкольного образования.В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Федеральной образовательной программы дошкольного образования Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми.
Объем обязательной части ОП ДО соответствует федеральной образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028, (далее – ФОП ДО) и составляет не менее 60% от общего объема ОП ДО.
Часть ОП ДО, формируемая участниками образовательных отношений, направлена на развитие детей дошкольного возраста в образовательных областях познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность) через реализацию парциальных программ и педагогических технологий:
-парциальная программа «Математика в детском саду», В.П.Новикова;
-программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки», И.Куплунова, И.Новосельцева для детей с 2 до 7 (8) лет;
-образовательная программа дошкольного образования для детей от двух месяцев до трех лет «Теремок», научный руководитель Лыкова И.А.; под общей ред. Т.В.Волосовец, И.Л.Кириллова, И.А.Лыкова, О.С.Ушакова, образовательный модуль «Познавательное развитие».
Целью образовательной программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) с 4 лет 10 месяцев до 7 (8) лет» (далее Программа) дошкольного образования МБДОУ г. Иркутска детского сада № 15 разработана в соответствии с ФАОП ДО и ФГОС ДО, составлена с учетом Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ г. Иркутска детский сад № 15
Программа рассчитана на пребывание ребенка в группе компенсирующей направленности с возраста 4года 10 месяцев и рекомендована для детей с I, II, III, уровнем ОНР (по Р.Е. Левиной).
Объем обязательной части АОП ДО соответствует адаптированной федеральной образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1022, (далее – ФОП ДО) и составляет не менее 60% от общего объема ОП ДО.
Часть АОП ДО, формируемая участниками образовательных отношений (40% от общего объема Программы), направлена на создание условий для выравнивания речевого и психофизического развития детей с ТНР и обеспечение их всестороннего гармоничного развития, построение системы коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего и подготовительного возраста детей дошкольного возраста в образовательных областях познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность) через реализацию парциальных программ и педагогических технологий:
- образовательная технология по формированию речи дошкольников с ОНР Ткаченко Т. А.
-парциальная программа «Математика в детском саду», В.П.Новикова;
-программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки», И.Куплунова, И.Новосельцева для детей с 2 до 7 (8) лет;
- парциальная образовательная программа дошкольного образования «Байкал-жемчужина Сибири: педагогические технологии образовательной деятельности с детьми», Багадаева О.Ю., Галеева Е.В., Галкина И.А., Зайцева О.Ю., Кананчук Л.А., Карих В.В., Михайлова И.В., Серёдкина Н.Д., Удова О.В., Шинкарёва Н.А.
Адаптированная образовательная программа реализуется на русском языке в течение всего времени пребывания детей в ДОУ.
Цель Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ТНР, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи Программы:
-реализация содержания АОП ДО для обучающихся с ТНР;
-коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ТНР;
-охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ТНР, в т.ч. их эмоционального благополучия;
-обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
-создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
-объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-формирование общей культуры личности обучающихся с ТНР, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
-формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ТНР;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья, обучающихся с ТНР;
-обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
Комплексно-тематический план организации образовательной деятельности МБДОУ — это планирование по всем направлениям развития ребёнка и образовательным областям (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
Суть плана: выбирается тема. Все формы образовательной работы раскрывают эту тему. Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях. Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т. д.).
Комплексно-тематический план позволяет:
- систематизировать образовательный процесс в ДОУ;
- объединить усилия всех педагогов и специалистов;
- равномерно распределить работу по достижению целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.